Методики «осознанности» помогают родителям аутичных детей уменьшить стресс
Родительство очевидно связано со стрессом, и множество исследований показали, что родители детей в спектре аутизма сталкиваются с экстремально высокими уровнями стресса. Предварительные результаты нового исследования показали, что так называемые практики «осознанности» могут уменьшить этот стресс, что облегчит жизнь родителей и, потенциально, благотворно скажется на аутичных детях. Об этом сообщается в пресс-релизе Йельской школы медицины, США.
Существуют различные виды терапии и услуги, которые направлены на улучшение качества жизни и повседневного функционирования аутичных детей. Однако все эти подходы, как правило, не учитывают стресс родителей и то, сколько сил они ежедневно тратят на заботу о ребенке в спектре аутизма, говорит Рэйчел Феннинг, ведущий автор нового исследования.
Традиционно существует предположение, что если какие-то методы помогают детям с аутизмом, то они также облегчат стресс у родителей. Однако это не обязательно так, ведь родители справляются с множеством самых разных трудностей каждый день, говорит Феннинг, которая возглавляет Центр по аутизму Клэрмонта в Колледже Клэрмонта Маккенны, США.
Источники стресса в жизни родителей включают проблемы с тем, чтобы «добиться» нужных образовательных и медицинских услуг для ребенка, с тем, чтобы внедрять терапевтические стратегии дома и брать на себя роль «дополнительного педагога», с тем, чтобы сочетать работу с заботой о ребенке, с возможными расходами на терапию для ребенка и так далее.
Феннинг и ее коллеги хотели узнать, может ли обучение навыкам того, как справляться со стрессом, поддержать родителей в такой ситуации.
Исследователи выбрали программу «уменьшение стресса на основе осознанности» (mindfulness-based stress reduction, MBSR) — это стандартизированная программа обучения, которая продолжается восемь недель. Она была впервые разработана еще в 1970-х годах Джоном Кабатом-Зинном из медицинской школы Массачусетского университета, США. Она включает обучение медитациям и легким позам из йоги. Цель программы — изменить привычные реакции людей на стресс.
Основная идея программы в том, чтобы люди начали осознавать свои привычные реакции на ежедневный стресс, например, когда они «застревают» на негативных размышлениях или переходят к «катастрофическому» мышлению. Участники программы учатся переключать внимание с этих привычных реакций на то, что происходит здесь и сейчас.
Команда Феннинг привлекла для участия в исследовании 117 родителей дошкольников детей с аутизмом. Большинство из них были из этнических меньшинств с низким доступом к помощи для ребенка.
Половина участников изучали осознанные медитации по программе MBSR, в то время как как остальные участники получали стандартную образовательную поддержку, в которой напрямую родительский стресс не обсуждался. Родители посещали очные групповые занятия, но потом их перенесли онлайн из-за пандемии.
Спустя год после участия в исследовании все участники сообщали о меньшем уровне стресса, чем до него. Однако этот эффект был значительно выше для тех родителей, которые проходили программу MBSR.
Тем временем, все родители также сообщили, что у их детей улучшилась эмоциональная регуляция, и в этом отношении различий между группами не было. Так что, по словам Феннинг, не ясно, влияет ли тот факт, что родители практикуют осознанные медитации, на детей. Однако в целом по результатам исследования, чем ниже был уровень стресса у родителей, тем лучше была эмоциональная регуляция у ребенка, сообщает она.
Феннинг планирует представить эти данные во время встречи Международного общества исследований аутизма, которая проходит на этой неделе в Стокгольме. Данные в докладах встречи считаются предварительными, пока они не опубликованы в рецензируемом научном журнале.
Нейлл Бродерик — детский психолог в Медицинском центре Вандербильтского университета, США. Вместе со своими коллегами она тоже изучала применение программы MBSR для родителей детей с аутизмом.
«Осознанность обладает очень мощной способностью помочь нам пережить стрессовые ситуации и идти дальше», — отмечает Бродерик.
В своем исследовании 2020 года она и ее коллеги сосредоточились на родителях детей младше 3 лет, у которых совсем недавно был диагностирован аутизм — очень стрессовый и сложный период для родителей. Все родители в исследовании получали стандартное обучение техникам того, как играть и взаимодействовать с их ребенком. Половина родителей также дополнительно получала обучение MBSR.
В среднем, родители, которые учились техникам осознанности, сообщали о большем снижении уровня стресса, а также более положительно оценивали свое взаимодействие с ребенком по сравнению с контрольной группой.
Бродерик отмечает, что ее команда постаралась сделать практики осознанности как можно более доступными для родителей. Они адаптировали программу так, чтобы родители могли практиковать техники осознанности, продолжая выполнять повседневные дела, например, во время мытья посуды или приготовления ужина.
«Это не что-то, что вам придется добавлять к уже и так перегруженному списку дел», — говорит Бродерик.
Главный вывод из этих исследований в том, как важно родителям детей с аутизмом признать, что они испытывают огромный стресс и выделить время на заботу о себе, считает Алисия Халладей, руководитель по науке некоммерческой организации Autism Science Foundation.
«Осознанность прекрасна, и если она работает для вас, то занимайтесь ею», — говорит Халладей. Однако она добавляет, что не всем нравятся подобные практики.
«Определите, что работает для вас, и занимайтесь этим без чувства вины», — говорит она. Ведь когда родители чувствуют себя лучше, детям тоже становится лучше.
Бродерик говорит о том же. «Хорошее самочувствие заразительно», — считает она.
Существуют очные и онлайн курсы по MBSR, которыми могут воспользоваться родители, заинтересовавшиеся этими практиками. Сейчас Бродерик и ее коллеги работают над бесплатным руководством по практикам осознанности для родителей аутичных детей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!